Люди давно подметили, что дом человека — не толь¬ко его крепость, но и его зеркало. Любой дом несет на себе отпечаток личности его владельца. Н.В.Гоголь до предела довел эту черту в «Мертвых душах», и сходство стало почти гротескным, так что получились как бы двойные портреты героев поэмы. Чичиков в своих разъездах и хлопотах посещает по¬тенциальных продавцов мертвых душ, и каждое дворян¬ское поместье точно отражает характер хозяина. Подъезжая к имению Собакевича, Чичиков обраща¬ет внимание на прочность, добротность, основатель¬ность мужицких изб. Все построено на века. Но вот о чем хозяин не заботится, так это о красоте и изяществе. В сражении с местным архитектором безнадежно проигрывает последний: запланированные окна заколо¬чены, без всякой симметрии прорублено крошечное окошко. Дом с уродливыми пристройками — все подчи¬нено удобству и практичности. Зато сложены строения из прочнейших бревен, даже колодец из вековых дере¬вьев, которые идут «только на корабли». И в доме каж¬дая вещь на диво прочна и до ужаса уродлива. Все будто кричит: «и я Собакевич». Не только дом и обстановка, но и жена, и даже меню обеда под стать Собакевичу — прижимистому, хитрому, рачительному хозяину.
|